Воскресенье, 19.05.2024, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя информатики Мушкаровой Ирины Геннадьевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

И.Г. Мушкарова "Метод проектов на уроке информатики"

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Мушкарова Ирина Геннадьевна

Учитель информатики МБОУ Зырянская средняя общеобразовательная школа

Верхнеколымский улус (район)

 

Мы живем в 21 веке, в веке информационных технологий, когда умение ориентироваться в больших потоках информации, отсеивая все не нужное, при этом, выделяя главное становиться для человека насущной необходимостью.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. С другой стороны, это - способ организации процесса познания. Поэтому, в своей работе на уроках информатики я использую метод проектов, делая при этом акцент на следующие цели:

  1. Подготовка личности «информационного общества» 21 века;
  2. Формирование умений и навыков работы с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  3. Формирование исследовательских умений, собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
  4. Формирование умения принимать оптимальные решения;
  5. Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

В методе проектов, способ достижения дидактической цели происходит через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемными. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Именно поэтому на уроках информатики, полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.

Начальной ступенью применения метода проектов является создание проблемных ситуаций на уроках.

Проблемная ситуация - это ситуация интеллектуального затруднения, когда для решения поставленной задачи учащемуся не хватает имеющихся знаний Проблемная ситуация - это мостик от имеющихся знаний к новым знаниям.

 

Пример создания такой проблемной ситуации проект “Терем-теремок” (5 класс, 3-я четверть, набор и редактирование текста.)

Перед учащимися ставится проблема: как успеть за 20-25 минут урока, которые отводятся на выполнение задания, набрать такое большое количество текста? Какие пути решения ими предлагаются? Если дети не ответят, то нужно обратить их внимание на наличие буфера обмена для копирования и вставки текста, показать, где он находится. Повторить с ними алгоритм копирования-вставки фрагментов текста, а также редактирования текста в режиме вставки.

Таким образом, при выполнении данного проекта от уже имеющихся знаний по печати и редактированию текста учащиеся переходят к новым знаниям по использованию буфера обмена и при выполнении данного проекта закрепляют умения и навыки

Выбор тематики проектной деятельности учащихся может быть различным. В одних случаях тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Например,  при изучении программы Microsoft Power Point обучающиеся предлагается создать исследовательский проект «Мой мир интересов» с созданием презентации по данной теме.  При изучении темы «НТМL», ребята создают Интернет страницу, а тему для нее определяют самостоятельно. При этом нужно отметить, что интересы  учащихся очень разнообразны и исследования в интересующей их области они проводят с большим удовольствием.

В других случаях — я определяю тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, исходя из естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Пример такого проекта описан далее.

При изучении темы “Основы логики и логические основы компьютера” в школьном курсе информатики большинство имеющихся учебных пособий по информатике не предлагают практических заданий, которые были бы интересны учащимся 10 класса. В связи с этим возникает проблема отрыва теоретических знаний от практики. Учащиеся не понимают, для чего и почему изучаются логические функции, принципы работы логических схем. Для решения проблемы практического применения основ алгебры логики учащимся предлагается выполнить индивидуальные проекты, по следующим темам:

  • Решение текстовых логических задач;
  • Создание теста “Как выбрать профессию”?;
  • Создание теста по любому выбранному предмету;
  • Создание наглядного пособия “Логические основы работы компьютера”.

Условие выполнения первых четырех проектов: проекты выполняются с помощью электронных таблиц MicroSoft Excel, с использованием логической функции ЕСЛИ. Создание тестов с помощью логической функции ЕСЛИ, защита тестов, очистка ячеек ответов с помощью макросов достаточно подробно описана в пособии - Медведев Л.Н. «Методика разработки тестов в электронной таблице MicroSoft Excel». Тематика тестов может быть выбрана самими учащимися, возможно, предложена учителем. Приведем пример теста “Как выбрать профессию?”. Учащийся создает тест в программе MicroSoft Excel таким образом, что бы пользователь отвечал на вопросы, а затем, нажав на ссылку  «Ваши результаты» получил результат тестирования. Таким образом, обучающиеся закрепляют знания по теме «Логические функции в электронных таблицах» и самостоятельно изучают тему «Ссылки».

Проект “Решение текстовых логических задач” выполняется также с использованием возможностей MicroSoft Excel. В учебном пособии Богомоловой О.Б. «Логические задачи» приведено достаточное количество логических задач, рассмотрены способы их решения с помощью основ алгебры логики.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки и самооценки всех проектов, поскольку таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, недостатки и своевременную коррекцию. Представленные проекты учащиеся выполняют два-три урока, итогом проектной деятельности является урок-презентация проектов по теме “Применение основ алгебры логики”. На таком уроке учащиеся рассказывают об этапах разработки проекта, реализации его, достоинствах и недостатках, а также области применения. Проекты требуют внешней оценки, поэтому перед презентацией проектов ученикам предлагается Лист оценки проектов (таблица 1), в котором, согласно выработанным совместно с учащимися, критериям оцениваются проекты.

Таблица 1. Лист оценки проектов.

Название проекта

Практическая значимость проекта

Оформление проекта

Презентация проекта

Общая оценка (в бал.)

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Практическая значимость проекта (от 1 до 3 баллов) означает, может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем больше баллов.

Оформление проекта (от 1 до 5 баллов) – удобен ли интерфейс проекта для пользователя, есть ли инструкции к использованию проекта; предусмотрена ли защита оценок от несанкционированного доступа;

Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – здесь оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут.

Общая оценка в баллах: (сумма баллов) до 8 – оценка “удовлетворительно”, от 8 до 11 – оценка “хорошо”, 12-13 баллов - оценка “отлично”

Нужно сказать, что метод проектов находит все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной, так как возникает необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

На современном этапе важны коммуникативные навыков и умения, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);  В своей работе я использую такие формы уроков и внеклассных мероприятий:

  1.  «Творческая проектная лаборатория», где основная цель, используя метод «Мозгового штурма», собственные знания и творческий потенциал выполнить поставленную задачу.  Учащиеся внутри группы распределяют роли – начальника отдела, теоретика, программиста, статистика. Выполняют проект по отделам, затем обсуждают результаты работы, анализируют, подводят итоги, распределяют фонд зарплаты;
  2. Деловые игры «Биржа», «Коммивояжер», где проект разрабатывается по фирмам с последующей продажей заказчику изготовленной программы. Распределение должностей в фирме (президент, программист, дизайнер, аналитик, коммивояжер или брокер) производят сами учащиеся;
  3. Ролевые игры – «Урок-суд»,  «Дебаты», «Сходка главарей мафии» по теме «Вирусы» и т.д., где главное чему учатся ребята это собирать необходимую информацию, факты, умению их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
  4.  Так же люблю включать в уроки небольшие мини спектакли, в которых персонажи ставят проблему, а ребята в течение урока стараются эту проблему решить.

 

Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого. Поэтому применение проектной деятельности на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников.

 Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Mirina (21.10.2016)
Просмотров: 334 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz